Печать

Суд обязал администрацию поставить семью на жилищный учет!

Дело Гарибова началось еще весною 2016 года, когда отец ребенка-инвалида узнал о том, что имеет право на получение жилья по договору социального найма и обратился за помощью к адвокату.

 

По совету адвоката Гарибовым были собраны необходимые документы и подано заявление о постановке на учет в администрацию города Ставрополя.

10 октября 2016 года, Гарибов Фаррух Гасанбала Оглу повторно обратился с жалобой на то, что в результате его обращения в администрацию города Ставрополя о постановке его семьи, составом 4 человека включая ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совестное проживание граждан в одной квартире, ему было отказано. Мотивация отказа следующая, это что его жена проживала совместно со своим отцом в г. Невинномысске Ставропольского края в доме площадью 73,2 кв.м., и была обеспечена жилой площадью и в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, заключение брака и совместное проживание с мужем по другому адресу, по мнению администрации г. Ставрополя, есть намеренное ухудшение жилищных условий.

Помимо этого, администрация г. Ставрополя, сослалась на отсутствие соглашения между родителями об определении места жительства ребенка-инвалида. Бывшая супруга Гарибова является гражданкой Азербайджана. Ребенок-инвалид гражданка РФ. А также на то, что Гарибовым был представлен технический паспорт на домовладение, в котором он сейчас проживает по договору коммерческого найма, в котором фактический адрес не совпадает с адресом домовладения после переименовании улицы на основании постановления администрации г. Ставрополя.

Что касается последних двух аспектов, то в принципе, считает представитель СГООИ «Вольница» г. Ставрополя, адвокат Перепадя С.М., это поправимо, и после получения согласия бывшей супруги на проживание ребенка-инвалида с отцом, было подано соответствующее заявление в администрацию города Ставрополя о пересмотре ранее принятого решения о постановке на жилищный учет. Конечно же было отказано, но эту формальность необходимо было соблюсти. Что касается переадресации и несовпадения наименования улицы и номера дома, то в самом постановлении администрации г. Ставрополя об отказе в постановке на жилищный учет семьи Гарибова, адрес места жительства указан, а также имеется постановление администрации г. Ставрополя о переименовании улицы.

Ситуация с применением ст. 53 ЖК РФ, очевидно, носит открытый дискриминационный характер, в том числе и по признаку наличия у ребенка инвалидности.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Обязанность доказать наличие умысла в действиях семьи Гарибова в ухудшении жилищных условий лежит на органе местного самоуправления. Получается, что создание семьи и совместное проживание членов одной семьи, по мнению администрации г. Ставрополя, является намеренным, умышленным и искусственным ухудшением жилищных условий.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-О-О указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий – это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.

9 марта, решением Октябрьского районного суд г. Ставрополя исковые требования Гарибова о признании отказа администрации г. Ставрополя в постановке на жилищный учет семьи Гарибовых, были удовлетворены.

К сожалению, говорит адвокат Сергей Перепадя, вместо того, чтобы оказать содействие заявителю в реализации его и его ребенка-инвалида жилищных прав, позиция органа местного самоуправления носила открытый дискриминационный характер. Ряд вопросов суда к представителю ответчика о том, что же фактически они имели ввиду, когда говорили о намеренном ухудшении жилищных условий, остались без внятного ответа. Нет, в понимании ответчика, означает нет, безмотивно по сути. Традиционно, администрация города Ставрополя будет обжаловать это решение в апелляционном порядке. Придется подождать.